Об уголовной ответственности за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий
Уголовная ответственность за указанные деяния предусмотрена статьей 148 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Так, частью первой данной статьи за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, предусмотрен штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до двухсот сорока часов, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок.
Согласно части второй указанной статьи, деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
Частью третьей предусмотрено за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний наказание в виде штрафа в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев.
Согласно части четвертой, деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:
а) лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия или с угрозой его применения, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.
Федеральным законом от 12.12.2023 № 591-ФЗ внесены изменения в часть 3.1 статьи 79, часть 2.1 статьи 80, часть 2 статьи 93 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В частности, женщинам, осужденным за совершение преступлений небольшой тяжести, имеющим детей в возрасте до 4 лет, находящихся в доме ребенка исправительного учреждения, предоставлено право на условно-досрочное освобождение и замену неотбытой части наказания более мягким его видом после фактического отбытия не менее 1/4 срока наказания.
До внесения поправок Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривал право на условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания более мягким его видом для женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, находящихся в доме ребенка исправительного учреждения, после фактического отбытия не менее 1/4 срока наказания.
Указанные изменения вступают в силу 10.06.2024.
Может ли педагогический работник быть стороной конфликта интересов?
Может. Согласно п. 33 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
О выдворении за пределы Российской Федерации
Федеральным законом от 25.12.2023 № 649-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части вопросов выдворения за пределы Российской Федерации.
При принятии решения о принудительном выдворении или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья учитывает продолжительность проживания иностранца в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства.
Если при назначении административного наказания в случае, при котором санкция применяемой статьи предусматривает обязательное выдворение за пределы Российской Федерации, судья, учитывая вышеназванные обстоятельства, придет к выводу, что выдворение является чрезмерным, а также в случае отсутствия государства, готового принять у себя лицо без гражданства, выдворение заменяется административным штрафом в размере от 40 до 50 тысяч рублей либо обязательными работами на срок от 150 до 200 часов.
КоАП РФ дополнен новой статьей, устанавливающей сроки содержания иностранцев, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальных учреждениях. Предусмотрено, что по общему правилу срок содержания указанных лиц в специальных учреждениях не должен превышать 90 суток.
Уточнено, что иностранцы, подлежащие выдворению, помещаются в специальные учреждения не только до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, но и до отмены постановления об административном выдворении либо изменения данного постановления.
Медико-социальная экспертиза: новое в федеральном законодательстве
Приказом Минтруда России от 08.11.2023 № 792н утверждены порядок и условия обеспечения проведения медико-социальной экспертизы без доступа к персональным данным гражданина и его законного или уполномоченного представителя и их состава, вступившие в силу с 01.01.2024.
Заочная медико-социальная экспертиза (далее - МСЭ) проводится без доступа сотрудников бюро МСЭ к персональным данным гражданина по обезличенным документам.
Направления на экспертизу распределяются на цифровой платформе между бюро всех регионов независимо от места жительства гражданина.
По итогам экспертизы, после вынесения решения, персональные данные гражданина отражаются в финальном документе – справке об инвалидности и в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида.
Если в ходе МСЭ с ограниченным доступом к персональным данным принимается решение о проведении МСЭ с личным присутствием гражданина, то с документов снимается ограниченный доступ, и они направляются в бюро МСЭ по месту жительства гражданина (пребывания, фактического проживания), где проводится МСЭ с личным присутствием.
В случае отказа в признании гражданина инвалидом формируется (из электронного дела МСЭ) выписка с результатами проведения экспертизы и направляется гражданину (его представителю) на бумажном носителе заказным почтовым отправлением и в личный кабинет на Едином портале госуслуг.
В течение месяца его можно обжаловать в бюро МСЭ по месту жительства, где будет проводиться очная экспертиза.
МСЭ без доступа к персональным данным проводится в течение 30 рабочих дней, а в отношении нуждающихся в паллиативной помощи или в протезировании после ампутации конечности – в течение 3 рабочих дней.