КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН
Общий порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе коллективных, в органы государственной власти и местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон № 59-ФЗ).
Этот порядок распространяется на все обращения граждан, кроме тех обращений, рассмотрение которых регулируется иными законами
Право направления гражданами коллективных обращений закреплено в ч. 1 ст. 2 Закона № 59-ФЗ.
Особых требований к коллективным обращениям граждан в письменной форме в органы государственной власти или местного самоуправления Закон № 59-ФЗ не содержит.
Согласно ст. 7 Закона № 59-ФЗ коллективные обращения (так же как и индивидуальные) должны содержать:
- наименование органа или Ф.И.О. должностного лица;
- Ф.И.О. и адрес заявителей;
- суть обращения;
- личные подписи и дату, если обращение направлено в письменной форме;
- почтовый адрес, адрес электронной почты либо адрес (уникальный идентификатор) личного кабинета на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), по которым должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.
К обращению могут быть приложены документы или их копии в подтверждение доводов, приведенных в обращении, в том числе в электронной форме.
В качестве основных требований к обращению также можно отметить следующие:
- текст обращения должен поддаваться прочтению, иначе ответ на обращение не последует;
- в тексте обращения не должно быть нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- предмет обращения должен быть четко сформулирован.
Порядок подачи и приема коллективных обращений закреплен в ст. 8 Закона № 59-ФЗ.
Обращение направляется непосредственно в тот орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Обращение в обязательном порядке регистрируется в течение 3 дней с момента поступления в орган.
Если обращение направлено в орган или лицу, в чью компетенцию не входит решение поставленного вопроса, либо решение вопроса относится к компетенции нескольких органов, оно направляется в течение 7 дней в соответствующий орган с уведомлением заявителей.
Если решение вопроса относится к компетенции того органа, чьи действия непосредственно обжалуются, заявление возвращается заявителям с разъяснением судебного порядка обжалования действий. Обращение может быть подано в письменной форме, в том числе в ходе личного приема или дистанционно в форме электронного документа, в том числе с использованием личного кабинета на Едином портале. Отдельными нормативными актами могут устанавливаться особенности в отношении коллективных обращений в определенный орган государственной власти или в связи с определенной ситуацией.
Также следует отметить, что существуют отдельные типы коллективных обращений, которые подлежат особому нормативному регулированию. В качестве примеров можно привести следующие:
- обращения в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц;
- обращения в суд группы лиц с коллективным административным исковым заявлением;
- обращения работников в связи с коллективным трудовым спором.
Ответственность за культивирование наркосодержащих растений
Под культивированием наркосодержащих растений следует понимать деятельность, связанную с созданием специальных условий для посева и выращивания наркосодержащих растений, а также их посев и выращивание, совершенствование технологии выращивания, выведение новых сортов, повышение урожайности и устойчивости к неблагоприятным метеорологическим условиям.
Незаконное культивирование наркосодержащих растений влечет административную (ст. 10.5.1 КоАП РФ) либо уголовную ответственность (ст. 231 УК РФ). Так, согласно ст. 10.5.1 КоАП РФ незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. В силу ч. 1 ст. 231 УК РФ незаконное культивирование в крупном размере растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, – наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. Нормы указанной статьи предусматривают также квалифицирующие признаки преступления, к которым относится совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. "а") либо в особо крупном размере (п. "в") (ч. 2 ст. 231 УК РФ). Санкция ч. 2 ст. 231 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. В ст. 231 УК РФ имеется примечание, согласно которому крупный и особо крупный размер культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей указанной статьи утверждаются Правительством Российской Федерации. На данный момент крупный и особо крупный размеры культивирования наркосодержащих растений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 934. Например, крупным размером культивирования конопли является посев (выращивание), начиная от 20 растений, особо крупный – от 330. Различие в административной и уголовной ответственности за незаконное культивирование наркосодержащих растений выражается в размере (объеме) наркосодержащих растений. Уголовная ответственность по ст. 231 УК РФ наступает лишь в случае культивирования в крупном и особо крупном размерах. Во всех остальных случаях совершенные деяния влекут административную ответственность.
Об изменениях в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере перевозок пассажиров и багажа
Федеральным законом от 25.12.2023 № 669-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в статьи 11.14.2, 11.33, 14.1.2 КоАП РФ, предусматривающие ответственность в сфере перевозок пассажиров и багажа.
Так, при перевозках неопределенного круга лиц по заказу будут штрафовать не только за взимание платы с пассажиров, но и за распространение сведений о перевозках на таких условиях. Штрафы для должностных лиц снизят с 50 000 руб. до 30 000 руб., для юридических лиц –увеличат с 200 000 руб. до 300 000 руб.
Введена ответственность за заключение договора фрахтования с каждым пассажиром в отдельности при осуществлении перевозки пассажиров и багажа по заказу. Штраф для должностных лиц составит 50 000 руб., для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - 200 000 руб.
Статья 14.1.2 КоАП РФ дополнена частью 5, устанавливающей ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров и багажа, грузов автотранспортом или городским наземным электрическим транспортом. Штраф за данное правонарушение для должностных лиц составит 50 000 руб., а для юридических - 400 000 руб. Аналогичные санкции последуют за распространение сведений о ведении такой деятельности.
Смягчена ответственность за нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса для регулярных перевозок пассажиров в случае отсутствия карты маршрута (ст. 11.33 КоАП РФ).