Дальневосточный судостроительный колледж (ДВССК) в Большом Камне – базовое учебное заведение образовательно-производственного кластера «Судостроение». Помимо ДВССК получить профессию судостроителя, судоремонтника, судового слесаря-монтажника, обучаясь на передовых устройствах, ребята могут и в сетевых колледжах. Всего в Приморском крае 12 образовательных учреждений, которые обучают по программам, входящим в кластер. Кроме Большого Камня они располагаются во Владивостоке, Уссурийске, Артеме, Партизанске, Находке, Арсеньеве и Спасске-Дальнем.
В кластер «Судостроение» входят восемь направлений подготовки: «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», «Судостроитель-судоремонтник металлических судов», «Сварочное производство», «Слесарь-монтажник судовой», «Электромонтажник судовой», «Судостроение», «Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)» и «Информационные системы и программирование». Так, в городе президентского внимания реализуются сразу все образовательные программы кластера.
Колледж в Большом Камне оснащен разнообразными производственными зонами: в мастерских обучающиеся оттачивают свои навыки в работе со специализированным оборудованием. В Дальневосточном судостроительном колледже оборудовано 13 таких пространств.
Для студентов направления «Информационные системы и программирование» функционируют сразу три зоны: программирования и баз данных, вычислительной техники, архитектуры персонального компьютера и периферийных устройств, а также IT-решений для бизнеса на платформе «1С: Предприятие». Работа проходит на компьютерах в специальных программах.
Зона мехатроники и автоматизации предназначена для обучающихся сварочному производству, управлению качеством и судостроению. Там студенты учатся сборке узлов и систем, монтажа, информационных устройств, программированию мехатронных систем и разработке алгоритмов управления ими. Тренируются студенты на специальном оборудовании, установленном в учебном кабинете.
Проверять работоспособность и исправность устройств, подготавливать сварочные материалы и настраивать оборудование ребята учатся в мастерской сварочных работ. Но перед тем, как начать трудиться на настоящем сварочном тренажере, каждый обучающийся пробует свои силы в виртуальной сварке. С помощью очков виртуальной реальности можно, например, разрезать судно и посмотреть, из чего оно состоит. Перед этим задаются параметры: типы сварки, соединения, металла, толщина металла. Помимо этого, в учебном кабинете есть электрифицированный стенд: это интерактивная доска, которая с помощью лампочек указывает, верный ли ответ дал студент.
В зоне судовых электрических машин и приводов тренируются будущие судовые электрорадиомонтажники. В кабинете установлены виртуальные лабораторные стенды на различные темы, сварочный аппарат и оборудование для монтажа, ремонта и обслуживания волоконно-оптических линий связи, благодаря которым студенты учатся проводить монтаж и демонтаж электрооборудования и выполнять его диагностику и ремонт.
На лабораторных и виртуальных стендах, а также на макете валопровода обучающиеся тренируются определять тип судов, ориентироваться в расположении судовых помещений, читать проектную документацию на постройку судна, подбирать оборудование для изготовления деталей, собирать корпусные конструкции.
В мастерской инженерного дизайна расположены 3D-принтеры и компьютеры: в специальных программах студенты создают 3D-судно для его дальнейшего проектирования.
В зоне измерений находятся микрометры, штангенциркули, индикаторы часового типа, нутрометры, толщиномеры – все это необходимо для контроля качества слесарной обработки и проверки качества очистки изделий.
Ребята занимаются и в зоне трубопроводных работ на токарных и трубогибочных станках, сварочных аппаратах, листосгибочных вальцах, электромеханических зиг-машинах. Студенты учатся техническому обслуживанию трубогибочных станков, сборке и монтажу арматуры и трубопроводов, проведению гидравлических испытаний.
В мастерской подготовки металла и роботизированной сварки установлено различное оборудование для обработки листового металла и его зачистки, рубки, гибки и сборки: фрезерный и оптоволоконный лазерный станки, гидравлическая гильотина, комплекс лазерной очистки, сварочный робот, пресс-ножницы и другое.
Еще одна зона – для проведения инструктажа по видам работ: трубопроводные, металлообработке и роботизированной сварке. Студенты учатся соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментом.
Зона реверсивного инжиниринга необходима для приобретения цифровых навыков и навыков обратного проектирования. С помощью компьютера и 3D-сканера ребята воссоздают объект в виде виртуальной модели.
Индустриальными партнерами образовательно-производственного кластера «Судостроение» выступают крупные промышленные предприятия региона: судостроительный комплекс «Звезда», Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, Ливадийский ремонтно-судостроительный завод, Находкинский судоремонтный завод, 30-й судоремонтный завод, Дальневосточный завод «Звезда». Приморские организации гарантировано трудоустроят выпускников «Профессионалитета».
«Федеральный проект позволяет обеспечить рабочими кадрами важные отрасли региона, научить работать на том оборудовании, которое установлено на предприятиях наших партнеров. В короткие сроки студенты могут получить образование по узким направлениям, в которых нуждаются организации. Чтобы познакомить ребят с образовательным процессом, в течение учебного года мы проводим мастер-классы и экскурсии: так они могут погрузиться в среду, попробовать на себе профессии и сами сделать выбор. Сейчас нужны умные не только головы, но и руки», – подчеркнул директор Дальневосточного судостроительного колледжа Геннадий Левченко.
В этом году направления подготовки кластера в ДВССК открыли свои двери для 317 обучающихся, 307 из них учатся бесплатно. Всего в кластере «Судостроение» в Приморье обучаются почти 2 тысячи ребят, более тысячи из них поступили на первый курс в этом году. Ожидается, что в следующем году количество бюджетных мест увеличится.
«Специальность, которую я выбрал, востребована и высоко оплачивается. Учеба у нас проходит с большим количеством практики, чтобы мы в будущем умели автоматизировать работу при создании судов. Я выбрал учиться именно по программе "Профессионалитета", поскольку проект помогает сократить время обучения и лучше понять свою будущую профессию. Здесь мы получаем больше реального опыта. В дальнейшем рассматриваю возможность трудоустроиться на предприятие одного из индустриальных партнеров кластера», – рассказал студент второго курса направления «Информационные системы и программирование» ДВССК, амбассадор федерального проекта «Профессионалитет» Тимофей Пискунов.
Чтобы поступить на программы кластера, необходим только аттестат об основном общем образовании: конкурс проходит по среднему баллу всех оценок. Сдача дополнительных вступительных испытаний и экзаменов не требуется.
Напомним, федеральный проект «Профессионалитет» стал одной из инициатив социально-экономического развития России до 2030 года. Ранее глава государства Владимир Путин подчеркивал, что освоение новых производственных и управленческих технологий должно сопровождаться притоком квалифицированных кадров. По его словам, работа по федеральному проекту будет усилена, чтобы в ближайшие пять лет в нем приняли участие не менее миллиона молодых людей.
«Они получат современное, качественное образование, навыки и квалификации, которые гарантируют интересную, хорошую и хорошо оплачиваемую работу», – сказал Президент РФ.
Отметим, в этом году Приморский край вошел в топ-5 субъектов России по количеству поданных заявлений на программы.